Сегодня государством выстроена эффективная система сбора налогов, которая заставляет большинство играть на поле экономической деятельности строго по правилам этой системы. Большинство, но не всех. По разным оценкам, от 20 до 25 миллионов граждан Российской Федерации систематически извлекают доход, оказывая посреднические и иные услуги, осуществляя коммерческую и производственную деятельность, но налоги при этом не уплачивают. Никакие налоги, ни на свои доходы, ни на добавленную стоимость, ни социальные отчисления, никакие. 

ФНС и нелегальные самозанятые

Речь идет о нелегально самозанятых гражданах, иначе фрилансерах-нарушителях, тех, которые занимаются экономической деятельностью с целью извлечения доходов, но при этом не создают ни юридическое лицо, ни регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Им это и не нужно. Работают они самостоятельно, поэтому необходимость формализации своей деятельности из-за привлечения наемного труда уже отпадает. А специфика их ниши на рынке товаров и услуг такова, что легко позволяет им обходиться в их взаимоотношениях с контрагентами, как правило, тоже физическими лицами, не прибегая к установленным формам юридического сопровождения такой деятельности. Это тоже делает для них официальную регистрацию избыточной.

Налоги для самозанятых

И приятный бонус, хорошая экономия на уплате налога на доходы физических лиц и уплате других налогов, обязательных для индивидуального предпринимателя. Во взаимоотношениях с властью типичный гражданин не видит, обычно, ничего зазорного, чтобы чуть-чуть ее обмануть, когда это выгодно и нет серьезных последствий.

Налоговая служба страны давно косо смотрит на представителей этого уровня экономических отношений. Здесь хорошо понимают, какие потери несет бюджет из-за того, что миллионы активных субъектов предпринимательских отношений работают в тени, не уплачивают налоги. Правовые основания для претензий у фискальных органов к самозанятым не на пустом месте. Согласно требованиям Налогового кодекса РФ, любой самозанятый, как получивший доход в течении отчетного года обязан о нем отчитаться и уплатить налог на него. Этого фрилансерах массово и не делают.


Государственный эксперимент вывода из тени самозанятых


Попыткой упорядочить взаимоотношения между государством и самозанятыми-правонарушителями стал пилотный проект, проводимый по закону на территории четырех субъектов Федерации. Закон предлагает самозанятым на этих территориях необременительные условия их выхода из тени в обмен на легальный правовой статус. С ним у фрилансеров появятся не только государственные обязанности, в том числе по уплате налогов, но и права, которые государство обязано будет обеспечивать и защищать. Эксперимент начат в январе 2019 года. У самих самозанятых пока нет однозначной оценки его содержания, прошло слишком мало времени, чтобы они начали подводить какие-то итоги. Но уже известно, что кроме четырех еще целый ряд субъектов Федерации запросили у законодателей право присоединиться к эксперименту. Логика руководителей этих регионов в их просьбах понятна, интересы бюджета регионов.

Эксперимент рассчитан на долгий десятилетний срок, но налоговики хотели бы уже сейчас почувствовать вклад самозанятых в государственную казну в части образующегося в серой зоне экономики налога на доходы фрилансерах. Однако их надежды и устремления в этом много лет разбиваются о преимущества нелегального бизнеса в тени. 

Но налоговая служба государства, сумевшая с нуля организовать налоговое администрирование на территории огромного государства, сдаваться не намерена. На протяжении многих лет ФНС не оставляет попыток создать рычаги давления на работающих в тени, с целью побудить их зарабатывать в правовом поле. К радости фрилансерах заметно она в этом не преуспела. Пока что творческие подходы налоговиков в их борьбе с “теневиками” остаются сомнительными, все предлагаемые меры не отличаются эффективностью. 

  1. Это систематическое или разовое проведение контрольных мероприятий в режиме оперативно-розыскного мероприятия "Контрольная закупка" с целью выявления фрилансеров и проведения с ними потом предупредительной работы.
  2. Выявление подозрительных транзакций по расчетным счетам физических лиц, свидетельствующих об их принадлежности к самозанятым “теневикам”.
  3. Контроль интернет-сервисов денежных переводов.
  4. Мониторинг Интернет-пространства для выявления самозанятых, предлагающих в сети свои товары и услуги.
  5. Использование фискалами возможностей института доносительства, то есть помощи анонимных осведомителей, информаторов, "телефонов доверия" и так далее.

Вовлечение в борьбу с самозанятыми представителей правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с экономическими преступлениями, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, обеспечивающих общественную безопасность, для которых выявления предпринимателей из серой зоны могло бы стать попутной, факультативной задачей государственной важности.
Налог на самозанятых

Эффективность эксперимента самозанятости 2019 

Очевидная неэффективность этих мер, хорошо понятная и государству, и самим самозанятым, заставляет налоговиков неустанно трудиться над идеей найти оружие, адекватное неуязвимости фрилансеров. И находки фискалов порой заставляют понервничать представителей теневой ниши отечественной экономики.

 ФНС  распространила в своих подразделениях на местах специальное руководство с предложением выявлять и принудительно регистрировать в статусе индивидуального предпринимателя самозанятых граждан.  И несмотря на то, что все в таких методичках, как правило, для служебного пользования, информация о грядущих репрессиях в отношении самозанятых путем их судебного внесения в государственной реестр стала широко известна. Перспективы в одночасье стать индивидуальным предпринимателем самозанятых не обрадовали и заставили заволноваться.

Однако их можно успокоить. Эффективность принудительной государственной регистрации с целью заставить самозанятых озаботиться уплатой налогов не отличается от всего испробованного для этого налоговой службой ранее. Она минимальна, чтобы рассматривать ее всерьез.  

Дело в том, что для государственной регистрации самозанятого представители фискального органа должны решить две главные задачи:


  1. Выявить гражданина, который по формальным признакам является самозанятым, фрилансером.

  2. Представить в суд доказательства того, что гражданин является фрилансером.


Выявить такого гражданина налоговой службе вполне по силам, используя известные способы и не вспоминая об их ограниченности. Достаточно контрольной закупки, или анонимного сообщения. Но для судьи доказательств только факта продажи гражданином товаров и услуг будет недостаточно. Судья должен получить от ФНС исчерпывающие доказательства того, что гражданин занимался без государственной регистрации именно предпринимательской деятельностью. Основными признаками такой деятельности являются нацеленность на извлечение дохода и систематичность этой деятельности. И если контрольная закупка, например, позволяет получить доказательства цели извлечения дохода, то добыть надежные доказательства его систематичности не позволяет ни одно средство, используемое ФНС в ее противостоянии с сообществом самозанятых.  А без таких доказательств трудно рассчитывать на решение суда в пользу налоговиков по таким спорам. 

Можно, конечно, постараться, и кропотливо собирать доказательства осуществления кем-либо предпринимательской деятельности точно так, как это делают следователи или оперативные работники. Но у них для этого и возможностей больше, и их не интересует стоимости для государства процедур налогового администрирования. Не стоит забывать, самозанятых все же десятки миллионов. А еще риск потери службой своего авторитета, когда суды начнут отказывать требованиям налоговиков о регистрации самозанятых.

В итоге, следует признать, незаконные самозанятые по-прежнему, орешек не по зубам для законодательной и исполнительной власти государства. А усиливающееся давление налоговых органов на экономическую деятельность приводит пока лишь к обратному эффекту – преимуществ быть самозанятым, фрилансером, а не ИП становится больше.